Россошь Четверг, 18 Июля
Общество, 15.04.2019 09:00

«Россошанский химико-механический техникум» совершенствует систему профессионального образования

«Россошанский химико-механический техникум» совершенствует систему профессионального образования

Россошанский химико-механический техникум (РХМТ) работает над подготовкой практико-ориентированных квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по социально-значимым профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда, на основе эффективности использования образовательных и производственных ресурсов. Анализируя ситуацию на рынке труда, с уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день остро ощущается спрос рабочих профессий и специальностей СПО технического профиля для промышленных предприятий.

РХМТ считает первоочередной задачей приведение образовательных программ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СПО и другими нормативными актами федерального и регионального уровня. Согласно ФГОС СПО, техникум ежегодно обновляет образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

Среднее профессиональное образование в современных условиях социально- экономического развития Воронежской области является наиболее доступным для большинства граждан, нежели высшее образование. В связи с этим, учреждение решает задачу по подготовке специалистов и рабочих кадров не только для химического предприятия в Россошанском районе, но и для крупных производств других отраслей промышленности, расположенных в соседних районах. Это позволяет расширить перечень стратегических партнеров РХМТ и привлечь целевые средства предприятий на подготовку и переподготовку кадров. Нужно отметить, что специальность среднего профессионального образования Химическая технология неорганических веществ в настоящее время реализуется учреждением на очной и заочной форме обучения, на бюджетной и внебюджетной основе. С 01.09.2018 года начата реализация программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии Пожарный на базе основного общего образования со сроком обучения 2 года 10 месяцев на внебюджетной основе. Для выполнения одного из требований к структуре и условиям реализации образовательной программы, в текущем учебном году в группах по профессии Лаборант-эколог и специальности Химическая технология неорганических веществ запланировано проведение промежуточной аттестации в виде демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации, одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации (протокол Коллегии Минобрнауки России от 18.07.2013 №ПК-5вн), Государственной программой Воронежской области «Развитие образования», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2013 №1102, Планом мероприятий («дорожная карта») Воронежской области «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным распоряжением правительства Воронежской области от 28.02.2013 №119-р, на основании Постановления Правительства Воронежской области от 21 мая 2018г. №458 ГБПОУ ВО «Россошанский химико-механический техникум» реорганизовано в форме присоединения к нему ГБПОУ ВО «Россошанский строительный техникум».

Указанная реорганизация проводилась с целью формирования оптимальной модели многоуровневой многопрофильной профессиональной образовательной организации (далее – ММПОО) на территории Россошанского муниципального района Воронежской области. Реорганизация учебных заведений диктовалась экономической целесообразностью, перспективами дальнейшего развития, а также необходимостью исполнения законодательства.

Также по итогам реорганизации достигаются целевые показатели выполнения мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в сфере профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту Плана мероприятий («дорожная карта») Воронежской области «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденного распоряжением правительства Воронежской области от 28.02.2013 №119-р.

В ходе реорганизации ГБПОУ ВО «Россошанский химико-механический техникум» в форме присоединения к нему ГБПОУ ВО «Россошанский строительный техникум» образована ММПОО, в структуре которой созданы отделение подготовки квалифицированных рабочих кадров, служащих и отделение подготовки специалистов среднего звена, что позволяет реализовывать модель непрерывного профессионального образования, направленного на повышение качества профессионального образования.

В ГБПОУ ВО «Россошанский химико-механический техникум» произошло расширение возможностей изменения образовательной траектории в пределах каждого уровня образования, развитие сети дополнительного обучения, расширение спектра образовательных программ, в том числе и на внебюджетной основе. Планируется провести процедуру лицензирования в ММПОО профессии СПО 15.01.30 Слесарь с целью подготовки квалифицированных кадров на градообразующее предприятие г.Россоши акционерное общество «Минудобрения» по направлению 15.00.00 Машиностроение.

При реорганизации контингент обучающихся в созданной ММПОО увеличен до 710 человек.

После реорганизации действующая учебно-материальная база учреждений сохранена, все здания и сооружения перешли в оперативное управление ММПОО. В укрупненной образовательной организации профильные направления подготовки сохраняются и расширяются с учетом потребности регионального рынка труда, что позволяет избежать массового сокращения педагогических работников и сотрудников учебно-вспомогательного персонала, а также рационально распределить материальные и финансовые ресурсы.

В учреждении предоставляются образовательные услуги дополнительного образования по программам профессионального обучения, в том числе для граждан предпенсионного возраста. Студентам техникума в текущем учебном году предоставляется возможность получения дополнительной профессии, в рамках профессионального обучения, за счет финансовых средств АО «Минудобрения». Также в техникуме организовано обучение по программам пожарно-технического минимума для сотрудников предприятий.

Техникум постоянно развивает стратегические связи и с ведущими предприятиями Воронежской области: АО «Минудобрения», ООО «РМУ», АО «Воронежсинтезкаучук», муниципальное унитарное предприятие г. Россоши «Городские электрические сети», ЗАО «Подгоренский цементник», ЗАО «Ольховатский сахарный комбинат», ООО «Грандстрой плюс», ООО «Строймаркет плюс» и др. Активное участие работодателей в реализации образовательного процесса и комплектации материальной базы учреждения, позволяет создать благоприятные условия для трудоустройства будущих выпускников на предприятия стратегических партнеров.

На основании заявок по подготовке квалифицированных рабочих предприятия АО «Минудобрения», была выявлена тенденция нехватки кадров по профессии «Слесарь». В связи с этим встаёт задача возобновления в будущем образовательного процесса по данной профессии. Со дня основания Учреждения по 2009 год велась подготовка слесарей, позже из-за отсутствия контингента набор был прекращен. Но материально-техническая база была модернизирована, в рамках реализации национального проекта «Образование» всего на обновление слесарной и слесарно-сборочной мастерских было израсходовано 2 млн. 254 тыс. руб. Существующая материально-техническая база и методическое обеспечение РХМТ позволяет без существенных затрат открыть ещё две специальности СПО: «Аналитический контроль качества химических соединений» и «Сварочное производство». Это перспективные направления, весьма востребованные в условиях современного общества. Главный стратегический партнер АО «Минудобрения» заинтересован в подготовке специалистов данного направления. Введение в образовательный процесс вышеперечисленных специальностей продиктовано высокими темпами развития современного предприятия и необходимостью производства высококачественной продукции, способной конкурировать не только на отечественном рынке, но и за рубежом.

Техникум с 1 сентября 2018 года, в рамках сотрудничества с АО «Минудобрения», организовал образовательный процесс по дуальной модели обучения. Это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя. Дуальная модель обучения становится привлекательной благодаря следующим факторам:

- во-первых, учебные планы составляются с учетом предложений работодателей. Иными словами, студенты в учебных аудиториях изучают, прежде всего, то, что им непосредственно понадобится на производстве, на основании чего полученная ими в ходе обучения в учебном заведении квалификация будет соответствовать действующим на производстве профессиональным стандартам. Работодатели на основе своих потребностей в специалистах, обладающих не только определенной профессиональной подготовкой, но и определенными социальными и психологическими качествами, формируют конкретный заказ образовательным организациям. Таким образом, преодолевается разрыв между теорией и практикой, и на предприятие поступает специалист, фактически готовый к выполнению своих трудовых функций.

- во-вторых, будущий специалист получает реальные профессиональные умения и компетенции на рабочем месте на основе эффективных технологий; получает возможность проходить практику на рабочем месте и выполнять рабочие задания. Таким образом, будущий специалист подготовлен к выполнению трудовых функций и максимально мотивирован на производственную деятельность в коллективе.

- в-третьих, находясь в составе производственного коллектива, будущий специалист усваивает нормы корпоративной культуры именно того предприятия, на котором будет работать.

- в-четвертых, существенно сокращаются ошибки кадровых служб в подборе персонала, так как продолжительная работа студентов-практикантов на предприятии позволяет выявить их сильные и слабые стороны.

- в-пятых, значительно сокращаются расходы предприятия на кадровый рекрутинг, в силу того, что подавляющая часть выпускников профессиональных образовательных организаций остается на предприятии и нет необходимости обращаться в кадровые агентства и службы занятости с заявками на определенных специалистов.

- в-шестых, сотрудничество с образовательной организацией в рамках дуального обучения дает возможность организации системы внутрифирменного обучения персонала предприятия в рамках программ повышения квалификации с приглашением наиболее подготовленных преподавателей из образовательной организации.

Таким образом, дуальное обучение является самым перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики с участием крупного бизнеса с высокотехнологичным производством, ориентированным на международные стандарты качества, как выпускаемой продукции, так и квалификации кадров.

В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Болонский процесс, об участии в движении Ворлд Скиллс (проведение международных чемпионатов по рабочим профессиям), повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Техникум активно принимает участие в движении WorldSkills Russia с 2015 года, студенты неоднократно становились победителями региональных соревнований. Также РХМТ является организатором региональных конкурсных площадок по следующим компетенциям: Лабораторный химический анализ, Лабораторный химический анализ (юниоры), Малярные и декоративные работы, Облицовка плиткой, Кирпичная кладка.

Успешность развития региональной системы образования, ее вклад в решение задач социально-экономического развития области в значительной мере зависят от качества кадрового потенциала. Обязательное прохождение повышения квалификации педагогов профессионального образования, стажировки на предприятии предусмотрено не реже одного раза в 3 года. В то же время опыт ведущих организаций, особенно активно внедряющих инновационные разработки, показывает, что для эффективной работы в постоянно развивающейся конкурентной среде педагогические работники должны проходить повышение квалификации один – два раза в год по модульным образовательным программам. Эта практика активно используется Учреждением при повышении квалификации педагогов, готовящих студентов к профессиональной среде.

Расширение спектра предоставления образовательных услуг влечет за собой решение задач по развитию материально-технической базы в соответствии с ФГОС СПО, что является необходимым условием функционирования образовательной организации. Помимо приобретения учебного, производственного и лабораторного оборудования для реализации образовательных программ, необходимо обеспечение текущего и капитального ремонтов зданий, кабинетов, лабораторий и мастерских Техникума. Обеспечение безопасных и санитарно-гигиенических условий труда сотрудников и студентов также является важным направлением в рамках решения дальнейших мероприятий.

Увеличение численности студентов напрямую зависит от грамотно построенной агитации деятельности Техникума. Анализируя развитость, требовательность и информационную коммуникабельность современного школьника необходима разработка и реализация принципиально нового комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. Для привлечения подростков в производственную сферу, а также выявления молодежи склонной к исследовательской и творческой работе и оказания всяческой поддержки на базе РХМТ проводятся научно-практические конференции, мастер-классы, Дни открытых дверей в рамках организации и работы профессиональных площадок, экскурсии по учебным местам техникума, чтобы школьник понимал сущность и значимость будущей профессии. Эти мероприятия показали высокий уровень заинтересованности учащихся и выявили у них дальнейшее желание обучаться в данном Учреждении.

Воспитание – процесс непрерывный, и управлять им необходимо столь же планомерно, как и учебным. Одним из механизмов реализации целей и задач воспитания в условиях реформирования современного общества является модернизация концепции воспитательной системы в Учреждении. Главной целью РХМТ в воспитании обучающихся является становление компетентного специалиста, способного принимать решения в ситуации морального выбора, и нести ответственность за эти решения перед собой, страной и человечеством. Это доказывает устойчивый интерес и желание студентов быть активными субъектами в осуществлении планов и программ данного направления, а также их удовлетворенность деятельностью в техникуме и степенью участия в культурно-массовых мероприятиях различного уровня. Задачей педагогического коллектива Учреждения всегда будет формирование профессиональных компетенций обучающегося и развитие общих компетенций личности, патриота своей Родины.

19 апреля, в 10:00, Россошанский химико-механический техникум приглашает на день открытых дверей «Парад профессий-2019».


Новости на Блoкнoт-Россошь
Организации: РХМТОрганизации: ОбразованиеПерсоны: абитуриентыПерсоны: студентыМеста: Россошь
1
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое